Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.
« Дети- живые цветы земли», - так поэтично выразил глубокую мысль А.М. Горький. А выращивают эти цветы прежде всего в семье: родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе со школой помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Воспитание растущего человека , как формирование развитой личности, составляет одну из главных задач современного общества. Многополярность и многоплановость процесса взросления и вхождения ребенка во взрослую жизнь сопряжено с различного рода трудностями.
Сегодняшняя социально-экономическая действительность такова, что существует обширный пласт проблем, с которыми приходится сталкиваться ребенку на пути вхождения в общество, а подчас и оставаться один на один с ними. Поэтому воспитание в нашем образовательном учреждении обращено к личности ребенка, направлено на ее развитие, раскрытие потенциала, изменение негативных последствий влияния, часто враждебной, социальной среды.
Перед педагогами нашей школы встают важные вопросы. Что сделать, чтобы процесс воспитания существовал не только на бумаге? Как обустроить жизнь в школе, чтобы ребенок научился разумно управлять собственной жизнью? Как построить систему воспитательной работы, чтобы обеспечить духовно-нравственное развитие ребенка? На каком языке должны говорить взрослые, чтобы дети научились слышать голос разума, света, добра?
Сегодня много говорят о личностном подходе, но, к сожалению, не всегда понимают его суть. Дело воспитания человека требует внимания к разным моментам, тонкостям, мелочам человеческой жизни, которые нередко в педагогической реальности ускользают от взгляда педагога и которым поэтому мало уделяется внимания. Новые информационные технологии, модульное обучение, воспитание нового человека – вот темы, которые чаще всего становятся объектом внимания на педагогических советах, при этом ускользает в наших дебатах о «великих делах» подлинное внимание к жизни ребенка, судьбой которого стала школа.
В организации воспитательной работы педагоги учитывают интересы учащихся. Дети вовлекаются в разнообразную творческую деятельность: познавательную, художественную, спортивную, трудовую. Работая над развитием их склонностей и способностей, педколлектив расширяет сеть внеклассных занятий. Сейчас в школе действует 16 кружков и секций, в которых занимается 300 человек, что составляет 93% от числа учащихся.
Повышению эрудиции, развитию интеллектуальных задатков детей способствуют предметные недели, олимпиады, конкурсы, КВН. На формирование эстетического вкуса влияют традиционные выставки поделок и рисунков, школьные концерты, литературные гостиные, тесное сотрудничество с библиотекой, краеведческим музеем, школой искусств, ДТЮ.
В качестве приоритетного направления выделено нравственно-патриотическое воспитание: воспитание гражданственности, любви к Родине, родному краю. Учащиеся собрали обширный материал для школьного краеведческого музея, записали летопись Аркадакского края, оформили экспозиции, посвященные народному быту, 60-летию Победы, землякам – выпускникам, участвовавшим в Великой Отечественной войне. В школе создана и действует комната Боевой славы, где силами учащихся, родителей и педагогов собраны экспонаты. Экспозиции комнаты постоянно обновляются. Проводятся экскурсии учащимися школы, а в качестве экскурсантов выступают мамы, папы, дедушки и бабушки.
Появились положительные результаты в укреплении союза семьи и школы. Содержание сотрудничества школы с родителями включает следующие направления:
- психолого - педагогическое просвещение родителей;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в совместной с детьми деятельности;
- оказание психолого – педагогической помощи родителям.
Классные руководители готовят планы родительского всеобуча по классам, которые соответствуют проблемам воспитания в семье. Организуются подворные обходы - обязательно 2 раза в год (в начале и в конце), а в семьях СОП – 2 раза в четверть. Особый контроль организован за семьями СОП
На протяжении последних трёх лет в школе созданы и работают семейные клубы. Мероприятия семейных клубов посвящены праздникам, традициям семьи. На этих заседаниях царит атмосфера творчества и сотрудничества между детьми и учителями. Родители учащихся с удовольствием принимают участие в мероприятиях школы.
Особенно родителям запомнился праздник, посвященный Дню матери, в котором ребята раскрыли свои таланты. В мае 2008 года проводились спортивные соревнования между членами семейных клубов, посвященных году Семьи.
Они были нацелены, в первую очередь, на организацию совместного здорового отдыха родителей и детей. Мы старались способствовать сплочению родительского, ученического и учительского коллективов. В целом мероприятия соответствовали воспитанию любви к здоровому образу жизни, уважения к родителям.
Родители учащихся с удовольствием откликаются на приглашение участвовать в заседаниях «Семейных клубов», оказывают посильную помощь в организации и их проведении.
Не остаются в стороне и наши папы. Они не просто гости, а активные участники наших мероприятий, таких как «А ну-ка, парни!», «Рыцарский турнир».
На данный момент работают 9 клубов. Ведется постоянная совместная работа родителей и учащихся по организации и проведению мероприятий, направленных на сохранение и восстановление физического здоровья (праздники здоровья, дни здоровья, семейные туристические походы, спортивные секции).
Регулярно проходят соревнования по различным видам спорта, «Веселые старты» для младших школьников. Первая школа уже много лет занимает призовые места в районных соревнованиях по баскетболу, волейболу, настольному теннису. Высокие спортивные результаты достигнуты детьми, занимающимися легкой атлетикой, спортивной борьбой «самбо».
Особое место в жизни школы отведено традициям, расширяющим возможности межвозрастного общения. Удачными находками можно считать «КВНы», «круглые столы», выпуски школьной газеты, дни мальчиков и девочек, чествование ветеранов войны, праздники Первого и Последнего звонка, концерты для мам и бабушек и др.
Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья и школа с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Директор МОУ- СОШ №1 г.Аркадака Саратовской области Марченко Н.С.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тикток
Тренболон ацетат