Программа развития школы
Утверждаю
Директор МОУ-СОШ №1
________ (_______)
«__» _______ 200_г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
«КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
МОУ-СОШ № 1
г. Аркадака Саратовской области
на 2006-2011 годы.
Информация о программе
Название программы «Качество образования – качество жизни»
Основания для разработки программы
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р
План действий Минобразования России на 2002-2004 гг. по реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 г., утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2873
Заказчик программы Учредители
Родители
Разработчик программы Директор
Администрация
Педагогический коллектив
Основные исполнители программы Директор
Администрация
Педагогический коллектив
Учащиеся
Родители
Технические сотрудники
Конечная цель
Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели ОУ, обеспечивающей комплекс условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам
Задачи Анализ состояния системы образования ОУ и определение качественно новой модели ОУ
Выявление и прогнозирование новых функций ОУ
Создание условий и механизмов перехода к качественно новой модели ОУ
Разработка структуры и функциональных обязанностей
Создание условий для повышения качества образования
Создание условий для усиления воспитательной и духовно – нравственной деятельности
Сохранение и развитие здоровья детей в учебно – воспитательном процессе
Обеспечение ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических), социально – педагогической и психолого – педагогической помощи семье
Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников
Создание условий для развития инновационной деятельности ОУ и педагогических сотрудников
Создание системы мониторинга по всем направлениям деятельности
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 г.Аркадака «Качество образования – качество жизни»
|
Разработчик Программы
|
Директор Администрация Педагогический коллектив |
Основные исполнители программы |
Директор Администрация Педагогический коллектив Учащиеся Родители Технические сотрудники
|
Стратегическая цель Программы |
Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели ОУ, обеспечивающей комплекс условий для формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, соответствующей социальному и региональному заказам
|
Стратегические задачи Программы |
Анализ состояния системы образования ОУ и определение качественно новой модели ОУ Выявление и прогнозирование новых функций ОУ Создание условий и механизмов перехода к качественно новой модели ОУ Разработка структуры и функциональных обязанностей Создание условий для повышения качества образования Создание условий для усиления воспитательной и духовно – нравственной деятельности Сохранение и развитие здоровья детей в учебно – воспитательном процессе Обеспечение ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических), социально – педагогической и психолого – педагогической помощи семье Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников Создание условий для развития инновационной деятельности ОУ и педагогических сотрудников Внедрение системы предпрофильного и профильного обучения в соответствии с требованиями Программы модернизации Российского образования. Создание системы мониторинга по всем направлениям деятельности
|
Основные направления Программы |
1.Обеспечение качества образовательных услуг, совершенствование содержания и технологий образования 2.Создание условий общественного участия в развитии школы 3. Создание условий для развития социальной активности, адаптивности личности учащихся.
|
Сроки реализации |
2007-2011г.г. |
Этапы реализации Программы |
1 этап- 2006-2007гг. Составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение. 2 этап 2007-2009 гг. Практический – корректирование проектов, организация адаптивного учебно – воспитательного процесса. 3 этап-2009-2010 г. Результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития. |
Источники и объем финансирования Программы |
Бюджет – 1млн.рублей |
IИнформационный блок
Характеристика образовательной системы МОУСОШ№1
1. Общие сведения об образовательном учреждении
Наименование учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1;
Юридический адрес: 412210 Саратовская область г.Аркадак ул. Л.Толстого,35
Учредитель:Управление образования администрации МО Аркадакского . муниципального района.
Устав: утверждён Управлением образования администрации МО Аркадакского муниципального района.
Лицензия: свидетельство о лицензировании А №173507 от 25.07.05г.
2. Характеристика условий функционирования школы
Учебно-воспитательная работа в МОУСОШ №1 ставит своей целью повышение качества учебно – воспитательного процесса на основе усовершенствованных программ с использованием инновационных технологий, проводит целенаправленную работу по формированию у школьников навыков рациональной организации учебного труда.
Это достигается путём создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.
Управление школой осуществляется на основе принципа самоуправления. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит выборному представительному органу - Совету учреждения. Непосредственное управление педагогическим процессом осуществляет директор школы и его заместители по учебно-воспитательной, воспитательной и хозяйственной работе.
Общеобразовательные программы:
государственные, интегрированные, авторские.
Кадровое обеспечение:
Школа имеет типовое штатное расписание. Количество учителей - 30 человек
II. Характеристика педагогического коллектива.
а) по уровню образования:
Категория специалистов |
Высшее педагогическое |
Незаконченное высшее |
Среднее специальное |
Среднее |
Учителя начальных классов |
5 |
- |
1 |
- |
Учителя II и III |
22 |
2 |
3 |
|
б)по стажу работы:
1-3 года |
4-10 лет |
11-12 лет |
21-30 лет |
Свыше 30 лет |
4 |
8 |
2 |
5 |
3 |
в) по квалификационным категориям:
|
Работники с высшей категорией |
C I квалификационной категорией |
Со II квалификационной категорией |
2 |
10 |
7 |
г) количество работников, имеющих отличия:
Всего |
Народный учитель |
Заслуженный учитель |
Отличник просвещения |
2 |
- |
- |
2 |
д) обеспеченность кадрами и возможность вакансий:
Кадрами обеспечены на 100%.
В школе работают методические объединения учителей-предметников:
1 филологическое;
2 физико-математическое;
3 учителей естественных наук;
4 учителей художественно-прикладного цикла;
5 учителей начальных классов.
6 классных руководителей
Ступеньки педагогического мастерства коллектива отмечены почетными грамотами, дипломами и специальными премиями районного и городского уровня.
Учебно-методическое обеспечение
Фонд художественной литературы - 7905 экземпляров;
Фонд учебной литературы - 4511 экземпляров;
Фонд методической литературы - 2320 экземпляров;
Периодика – 120 экземпляров;
Медиотека- 68 экземпляров.
Электронный каталог
Нормативно-правовое обеспечение:
Деятельность Учреждения регламентируется следующими видами локальных актов: приказами и распоряжениями директора Учреждения; правилами внутреннего трудового распорядка; правилами поведения для учащихся; положением о совете Учреждения; положением о педагогическом совете; положением о родительском комитете; положение о попечительском совете, положением об индивидуальном обучении; положением о промежуточной аттестации и текущем контроле; положением о доплатах и надбавках; трудовыми договорами с сотрудниками; коллективным трудовым договором; должностными инструкциями сотрудников; инструкциями по технике безопасности; положением о приеме, переводе и выбытии обучающихся; договорами с родителями (законными представителями); положение о внутришкольном контроле, положение о дежурном классе, положение о группе продленного дня, положение о платных образовательных услугах, положение о творческих объединениях, положение о детской организации, положение о классах углубленного изучения предметов, положение о классах компенсирующего обучения, положение о получении образования экстерном, положением о приеме в 1 класс; положением о профильных классах; положениями об учебно – опытном участке и прохождении летней трудовой практики учащимся, положение о пришкольном лагере, положение о библиотеке, положением об учебном кабинете; положением о методическом объединении; положениями о формах получения образования.
Финансовое обеспечение:
Школа находится на бюджетном финансировании. Имеет утверждённый фонд надбавок и доплат.
Обеспечение безопасности:
В связи со сложной обстановкой, сложившейся в настоящее время в стране намечен комплекс мер и профилактических мероприятий, направленных на усиление антитеррористической безопасности. Экстренная связь с правоохранительными органами, органами ГО и ЧС осуществляется с помощью мобильной охраны на основании договора с «Вневедомственной охраной».Охрана осуществляется сторожами и организован строгий пропускной режим. Регулярно проводятся обследования всех подсобных помещений, прилегающей к школе территории. В ОУ установлена противопожарная сигнализация, полностью оснащена огнетушителями, проводится противопожарная пропитка металлических конструкций зданий школы. По правилам противопожарной безопасности систематически проводятся инструктажи. В 2005 году школа заняла 3 место в областном смотре – конкурсе на лучшее состояние пожарной безопасности и охраны труда в учреждениях образования области.
На уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях организовано обучение и инструктаж учащихся по вопросам оптимального поведения в чрезвычайных ситуациях, один раз в квартал проводятся тренировочные эвакуации учащихся и работников школы. Классные руководители в соответствии с планом проводят классные часы по профилактике правонарушений, по ознакомлению с памятками, инструкциями антитеррористической направленности.
3. Проектная мощность и материально-техническое обеспечение
Здание школы - типовое, трёх этажное. В школе имеется спортзал, спортивная площадка. библиотека, актовый зал на 120 посадочных мест, столовая на 62 посадочных места, мастерские, кабинет обслуживающего труда, 2-а медицинских кабинета. Площадь территории школы – 17108м². Общая площадь здания школы – 2154.4м². Техническое состояние школы - удовлетворительное.
В 2006/07 учебном году в школе обучаются 312 учащихся. Обучение производится в одну смену. Скомплектовано 18 классов.
Школа I ступени (1-й класс) – работает в режиме пятидневки. II и III ступени работают -в режиме шестидневки.
Продолжительность урока - 45 минут.
Вторая половина дня, - индивидуальные консультации, работа кружков, секций, заседания клубов, общешкольные творческие дела и дела классов.
Компьютерная база СОШ №1 состоит из 6 компьютеров, 2 принтеров, 2 сканеров, 1 многофункциональных копировальных аппаратов, 2 проекторов мультимедиа, 3 переносных экранов, Интернет. 5 рабочих мест задействованы в учебном процессе, 1 - в управленческом процессе.
Также для организации образовательного и воспитательного процесса используются 1 пианино, 4 магнитофона, 3 телевизора, 1 видеомагнитофона, 2 фотокамеры, 2 радиомикрофон, микшерный пульт с усилителем, музыкальный центр, 2 проигрывателя СД-дисков.
Школа имеет:
Число учебных кабинетов – 26
Число учебных мастерских – 1
Кабинет физики – 1
Кабинет химии – 1
Кабинет биологии – 1
Кабинет информатики – 1
Кабинет математики – 2
Кабинет русского языка и литературы – 4
Кабинет географии – 1
Кабинет иностранного языка – 2
Кабинет истории – 1
Кабинет начальных классов – 6
Кабинет обслуживающего труда – 1
Кабинет автодело – 1
Территория школы 1, 9 га
Спортивные площадки:
- футбольное поле
- волейбольная и баскетбольная площадка
- полоса препятствий
4. Данные о здоровье детей
Медицинские осмотры учащихся проводятся регулярно силами врачей МУЗ г.Аркадака детской городской поликлиники. В школе работает медработник от поликлиники. На начало 2006-2007 учебного года I группу здоровья имеют 178 учащихся, II группу - 118учащихся, III группу 15учащихся, IV группу -5 учащийся.
5. Характеристика социума
На образовательную ситуацию в школе большое влияние оказывает её расположение. Культурный центр - ДК, ДДТ, ДЮСШ где организована работа кружков, секций. Библиотека, краеведческий музей. Что позволяют обеспечивать в достаточной степени удовлетворение интеллектуальных, эстетических, спортивных потребностей учащихся. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется в основном на взаимодействие всех структур, влияющих на воспитательный потенциал обучающихся.
В целом микрорайон по своему профессиональному составу контрастен: служащие, рабочие, предприниматели, безработные, пенсионеры.
Школа может стать и реально становится не только образовательным, но и культурным центром района, оказывает значительное влияние на формирование духовного облика его жителей. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, в котором школа успешно выполняет роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.
В соответствии с уставом и локальными актами СОШ №1 профилактическая работа направлена на предупреждение безнадзорности, правонарушений и преступлений, укрепление дисциплины среди учащихся, обеспечение социальной и психологической поддержки детей и подростков, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Ведущая роль в профилактической работе с данной группой учащихся отводится Совету профилактики учащихся и классным руководителям. В школе работает 6 предметных кружков,3 секции, семейных клубов 8, в которых занимаются более 60 учащихся, проводятся мероприятия, направленные на предупреждение безнадзорности, правонарушений и преступлений в соответствии с планом работы СОШ №1.
2004-2005 уч.год 2005-2006 уч.год 2006-2007 уч.год
Количество детей из многодетных семей |
75 |
80 |
79 |
Количество детей из малообеспеченных семей |
72 |
75 |
68 |
Количество опекаемых детей |
13 |
9 |
12 |
6.Социальное сотрудничество
Уже не один год СОШ №1 сотрудничает с организациями: Советом ветеранов г.Аркадака, аркадакской районной библиотекой, краеведческим музей, школой искусств, ДДТ, ДК, ДЮСШ, ФОК.
Сотрудничество с родителями учащихся школы помогает решать такие важные вопросы, как привлечение внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития СОШ №1, организация конкурсов, соревнований, других массовых мероприятий, содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству её помещений и территории, привлекает средства для поощрения одаренных детей, осуществляет общественный контроль за расходованием внебюджетных средств.
7. Уровень обученности учащихся
8. Воспитательная деятельность педагогического коллектива
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на историческом переломе государственного строя, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Да и человеку трудно приспособиться к новым условиям. В самом тяжелом положении оказываются педагоги и работники образования. Они испытывают тройную психологическую нагрузку: во-первых, каждый из них просто человек, и все испытания, что ложатся на плечи людей, он несет на себе; во-вторых, как служащий, он должен оправдывать действия правительства; в-третьих, как гражданин, должен говорить правду взрослеющему человеку.
Так возникает проблема личностного, профессионального, гражданского самоопределения учителя, в конечном счёте, именно позиция учителя определяет направленность и эффективность воспитания в образовании.
Для всех педагогов является истиной, что в новых условиях общественного развития воспитание нужно строить по-новому, а, следовательно, иначе прогнозировать и проектировать, т.е. планировать.
Совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей в плане выполнения новых функций классного руководства, педагогов дополнительного образования способствуют педагогические советы, посвященные воспитательным проблемам, работа над темами по самообразованию, совещания и учебные семинары.
9. Воспитательный потенциал школы и окружающей его среды
В организации воспитательной работы педагоги учитывают интересы учащихся. Дети вовлекаются в разнообразную творческую деятельность: познавательную, художественную, спортивную, трудовую. Работая над развитием их склонностей и способностей, педколлектив расширяет сеть кружков. Сейчас в школе действует 17 кружков и секций, в которых занимается 296человек, что составляет 93% от числа учащихся.
Повышение эрудиции, развитие интеллектуальных задатков детей способствуют предметные недели, олимпиады, конкурсы, КВН. На формирование эстетического вкуса влияют традиционные выставки поделок и рисунков, школьные концерты, литературные гостиные, тесное сотрудничество с библиотекой, краеведческим музеем, школой искусств, ДТЮ.
В качестве приоритетного выделено нравственно-патриотическое воспитание: воспитание гражданственности, любви к Родине, родному краю. Учащиеся собрали обширный материал для школьного краеведческого музея, записали летопись Аркадакского края, оформили экспозиции, посвященные народному быту, 60-и летию Победы, Аркадакцам участвовавшим в Великой Отечественной войне. . В школе создана и действует комната Боевой славы, где силами учащихся собраны экспонаты. Экспозиции комнаты постоянно обновляются.
Появились положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы. На протяжении последних трёх лет в школе созданы и работают семейные клубы. Мероприятия семейных клубов посвящены праздникам, традициям семьи. На этих заседаниях царит атмосфера творчества и сотрудничества между детьми и учителями.
Целенаправленностью и эффективностью отличается работа по физическому воспитанию. Регулярно проходят соревнования по различным видам спорта, «Веселые старты» для младших школьников. Школа уже много лет занимает призовые места в районных соревнованиях по баскетболу, волейболу, настольному теннису. Высокие спортивные результаты достигнуты детьми, занимающимися легкой атлетикой.
Особое место в жизни школы отведено традициям, расширяющим возможности межвозрастного общения. Удачными находками можно считать «КВН», выпуски школьной газеты, дни мальчиков и девочек, чествование ветеранов войны, праздники Первого и Последнего звонка, концерты для мам и бабушек и др.
Понимая, что моделирование воспитательной системы должно обязательно включать коллективное осмысление состояния учебно-воспитательного процесса, инициативная группа из числа лучших классных руководителей организовала его диагностическое исследование. Использовались такие методы, как беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, учителей и родителей, психологическое тестирование.
10. Достижения в воспитании учащихся и жизнедеятельности ОУ
К числу «сильных» сторон организации воспитательного процесса в школе, проявляемых в жизнедеятельности учебного заведения в течение многих лет, следует отнести эффективное использование в воспитательной практике коллективной творческой деятельности, широкую сеть творческих объединений, опыт и традиции школы в патриотическом воспитании и образовании.
Значительным шагом в повышении системности воспитательной работы, в отработке путей её активизации в современных условиях стала физкультурная деятельность школы.
Наиболее важными достижениями являются:
1 Эффективное педагогическое влияние на процесс развития личности ребенка, формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
2 Накоплен опыт взаимодействия семьи и школы. Разработана и осуществляется программа адаптации первоклассников
3 Наблюдается ежегодный рост удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в школе.
4 Значительно обогатился теоретический и технологический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной, системной, личностно ориентированной.
5 Разработана система организации летнего отдыха и трудоустройства школьников.
Ступеньки педагогического мастерства коллектива отмечены почетными грамотами, дипломами, специальными премиями районного, городского уровня.
В 2005 году школа награждена:
Почетной грамотой и объявлена «Школой года» по результатам творческих и спортивных достижений.
В 2005 году школа заняла III в области и награждена:
Почетной грамотой за лучшее состояние пожарной безопасности, условий охраны труда в учреждениях образования области:
. Проектная деятельность школы
2005 г.Школа принимала участие в городском региональном конкурсе социальных и культурных проектов Саратовской области. Тема проекта «Культура семьи», целью которой является: Установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, выработать систему деловых контактов с родителями, подготовить подрастающее поколение к семейной жизни, к сознательному и счастливому родительству, ответственности перед детьми .
II. Проблемы развития МОУ СОШ №1
В целом анализ учебно-воспитательного процесса показывает стабильный уровень его организации и стабильные образовательные результаты, соответствующие стандартам массовой школы. Этому способствовали, прежде всего,уровень профессиональной компетентности большинства педагогов и целенаправленная работа педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательной работы.
Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием потенциала, в котором школа успешно играет роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов. Все это находит свое отражение в организации учебно-воспитательного процесса, особенно в формировании нравственной, мотивационной, эмоциональной и деятельностной сфер личности школьника.
Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены новые социальные требования к системе российского образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Основным результатом образования, как отмечается в Концепции модернизации российского образования, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Для реализации э