Адаптированное образование
Адаптированное образование - путь к социальной адаптации
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Статья 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства.
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
В настоящее время развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования региональной системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа.
Перевод учащихся на обучение по программе специальной (коррекционной) школы восьмого вида осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии областного или районного уровня с письменного согласия родителей на обучение своего ребенка по специальной (коррекционной) программе восьмого вида.
Необходимыми условиями организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ -СОШ №1 г. Аркадака. Саратовской области являются:
1. Создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
Данное условие предполагает, что в образовательном учреждении созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении.
Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Общеобразовательным учреждением созданы условия для реализации учебного процесса по предметам «Социально-бытовая ориентировка», «Трудовое и профессиональное обучение» и для проведения лечебной физкультуры, оборудованы помещения для кабинета психолога, приобретена специальная учебно-методическая литература.
2. Осуществлена переподготовка педагогов для работы с данной категорией детей.
Данное условие предусмотрено п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением правительства РФ от 10.03.2000 г. № 212.
Специальная подготовка педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивает интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения знают основы коррекционной педагогики и специальной психологии, имеют четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Курсовую переподготовку по специальности «Учитель-дефектолог» на базе Саратовского института повышения квалификации работников образования прошли 4 педагога школы.
3. В штатное расписание образовательного учреждения введены ставки учителя-дефектолога. Данное условие предусмотрено п. 22 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 г. № 212, инструктивным письмом Минобразования России от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1-8 видов».
Специалистами в области коррекционной педагогики проводятся групповые и индивидуальные занятия в целях преодоления отклонений в развитии детей.
4. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
5. Внесены изменений и дополнений в Устав общеобразовательного учреждения.
В уставе образовательного учреждения закреплено право на ведение педагогической деятельности по программе специальных (коррекционных) школ восьмого вида.
В разделе устава «Основные характеристики образовательного процесса» в соответствии со статьей 50 п. 4 Закона РФ «Об образовании» указано, что в образовательном учреждении предусматривается разработка индивидуальных учебных планов и программ для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
6. Осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении.
Одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является школьный-психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк). Специфика деятельности ПМПк содержится в инструктивном письме Минобразования РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6.
7. Все детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми включены в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
8. Проводится информационно-просветительская и разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
9. Образовательное учреждение имеет право выдавать документ государственного образца (свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса восьмого вида в общеобразовательной школе).
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В школе осуществляется прием обучающихся в специальные коррекционные классы VIII вида на 2014/2015 учебный год. Прием производится на основании направления отдела управления образования, заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Для зачисления необходимо представить следующие документы:
· заявление на имя руководителя Учреждения;
· копию свидетельства о рождении (заверяется директором Учреждения);
· заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
· медицинскую справку, где имеется заключение медиков о возможности обучаться в массовой школе;
· страховой медицинский полис (копия)
· документы, удостоверяющие личность родителей (законного представителя), где указано местожительства.
Закон Российской Федерации о специальном образовании
ПОЛОЖЕНИЕ о специальных (коррекционных) классахVIIIвида МБОУ-СОШ № 1 г.Аркадака Саратовской области
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить телеграм