ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Здоровье – естественное состояние организма, результат его совершен-ной саморегуляции , гармоничного взаимодействия всех органов и сис-тем между собой с окружающей средой.
Здоровьесберегающий образовательный процесс предполагает систем-ную непрерывную работу по
1) формированию культуры здоровья у субъектов образования;
2) созданию в учебно - воспитательном процессе условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья школьников.
Формирование здорового образа жизни предполагает создание у чело-века устойчивой мотивации на здоровье, убеждения в необходимости соблюдения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни включает оптимизацию режима питания, гигиены, отказ от вредных привычек, формирование навыков регуляции своего поведения, психоэмоциональ-ного состояния.
Формирование культуры здоровья нельзя сводить лишь к урокам ОЗОЖ. Проблема должна решаться системной непрерывной работой в разных её формах на уроках по всем предметам, во внеурочное время, при организации дополнительного образования, досуга детей.
Процесс формирования культуры здоровья должен охватить всю орга- зацию МОУ СОШ №1 : педагогов, родителей, детей, психологов и меди-цинских работников.
При формировании здорового образа жизни я веду и отслеживаю рабо-ту в МОУ СОШ №1 валеологической ориентации по направлениям: - учебно – методической и просветительной работы в педагогическом коллективе, - содержание преподаваемых предметов,
- внеклассной и внешкольной работы,
- преподавание физического воспитания ( формы, методы, взаимоотно-шения учителей и учащихся, отношение родителей к занятиям физи-ческой культуры),
- полового воспитания,
- эстетического, этического, нравственного и патриотического воспитания,
- трудового воспитания,
- работу с родителями…
Создавая в учебно - воспитательном процессе условия для сохранения, укрепления и воспитания здоровья обучающихся и педагогов , я организую работу по направлениям :
1) оптимизации взаимодействия МОУ СОШ № 1 и здравоохранения .
Это непрерывное взаимодействие педагогического процесса с медицин-ской и психологической службами (медицинские осмотры, здоровьесбере-гающие , учебные , психолого-оздоровительные , семейно-этнические заня-тия; создание психоэмоциональной атмосферы…)
2) регуляции учителей учебной деятельности обучающихся.
Это изменение системы отношений с обучающимися и их родителями, отказ от приказных , авторитарных методов учебной деятельности, пси-хологического насилия, переход к педагогике сотрудничества, взаимо-действия , диалога.( Обучающийся – это личность).
3) индивидуализации учебно – оздоровительной среды вокруг обуча-ющегося.
Для создания индивидуальной траектории обучения, воспитания и оздоровления детей мы проводим диагностику состояния нейросомати- ческого и психологического здоровья ( медико- психологопедагогическую коррекцию учебно – воспитального процесса).
4) в использовании здоровьесберегающих методов обучения и воспи-тания.
Активное использование чувственно – эмоционально – образных форм подачи информации, мультисенсорности учебной среды. Воспитательный процесс обязательно строится с учётом состояния здоровья и функци-онального состояния обучающегося, особенности его семейного окружения.
5) организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Работу данного направления я веду с учётом:
- возрастных гигиенических норм режима труда и отдыха обучающих-ся,
- проведения физкультурных минуток, музыкальных пауз, пауз с пассив- ным отдыхом с использованием цветовых пятен, изображением природы, ассоциативных изображений (физических упражнений),
- создания экологически безопасной информационной среды,
- реализации потребности ребёнка в движении,
- организации физической культуры с учётом не только возрастных особенностей, но и состояния здоровья, а также функционального состояния ребёнка,
- использования уникальных возможностей физкультуры по компенса-ции умственного утомления, по активизации центров природной адапта-ции, устойчивости к холоду, инфекциям, гипоксии,
- организации образовательного процесса возрастных особенностей,
-дифференцированного подхода к траекториям обучения мальчиков и девочек, особенно в период созревания (генетической перестройки всего организма ).
Физиологическое и психологическое направление в МОУ СОШ № 1 включает:
1) мониторинг состояния здоровья (медицинские осмотры, мониторинги школьной медицинской сестры с учителями, обучающимися, родите-лями, динамические наблюдения психолога, …)
2) оценку организации учебного процесса (работу аудиторной и не-аудиторной деятельности с соблюдением СанПиНа )
Нормализация учебного процесса обучающихся необходима для снятия перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья. Основными показателями являются:
- показатели рациональной организации учебного процесса ( объём учебной нагрузки, дополнительные занятия, занятия активно- двигательного характера…)
- рациональное расписание учебных занятий ( по шкале Сивкова,1988 при организации 6- дневной недели)
- рациональная организация урока (продолжительность и комбиниро-ванность урока, соблюдение СанПиНа, использование инновационных технологий, применение ТСО…)
- рациональная организация общего режима дня обучающихся (норма-тивы основных режимных моментов в ГПД )
- двигательная активность обучающихся (двигательная активность не менее 1/5 суточного бюджета времени).
Особенности работы:
согласно нормативным документам Министерства здравоохранения РФ, каждый ребёнок на основании результатов медицинских осмотров отно-сится к определённой группе здоровья. У нас в МОУ СОШ № 1 прослежива-ется их 3 ( I- 1 -11кл., II- 3,5,7,8 кл., V- 6,7,кл.).
Для таких обучающихся у нас созданы все необходимые условия ( фи-зиологический и программный режим, индивидуально- групповой подход, щадящий режим, освобождение от физического воспитания, дополнитель-ная витаминизация , тщательный контроль…)
Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая, на мой взгляд, выражается в дисциплине ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, спонтанно прини-мать решения. Консолидация личности, её возможно максимальная согласованность со своим внутренним и окружающим миром, имеет существенное значение как для оценки психического здоровья, так и для оценки его совершенства.
На мой взгляд , основными критериями здорового образа жизни являются:
- отношение к себе как к самоценности,
- способности самоотдачи и любви как способу реализации этого отношения,
- творческий, целетворящий характер жизнедеятельности,
- способность к свободному волеизъявлению,
- возможность проектирования будущего,
- внутренняя ответственность перед собой и будущим,
- стремление к обретению общего смысла своей жизни.
В своей работе я основываюсь на международный документ, защищающий благополучие детей,- Конвенцию ООН о правах ребёнка. Согласно Конвенции, обязуюсь обеспечить ребёнку защиту и заботу, необходимую для его благополучия, предпринимая для этого все соответствующие законодательные и административные меры.
Заместитель директора по УВР МОУ –СОШ №1 г.Аркадака Саратовской области Княжева И.В.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка instagram