flexsmm
Меню

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО      УЧРЕЖДЕНИЯ   КАК  УСЛОВИЕ  СОХРАНЕНИЯ  ЗДОРОВЬЯ  УЧАСТНИКОВ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО    ПРОЦЕССА.

Здоровье естественное состояние  организма,  результат  его  совершен-ной   саморегуляции ,  гармоничного  взаимодействия  всех  органов  и  сис-тем  между  собой   с   окружающей  средой.

Здоровьесберегающий  образовательный  процесс  предполагает  систем-ную  непрерывную  работу  по

1)    формированию  культуры  здоровья  у  субъектов  образования;

2)    созданию  в  учебно -  воспитательном  процессе  условий  для  сохранения, укрепления  и  восстановления  здоровья  школьников.

Формирование  здорового  образа  жизни  предполагает  создание  у  чело-века  устойчивой  мотивации  на  здоровье,  убеждения  в  необходимости  соблюдения  здорового  образа  жизни. Здоровый  образ  жизни  включает  оптимизацию  режима  питания,  гигиены,  отказ  от  вредных  привычек,  формирование  навыков  регуляции  своего  поведения,  психоэмоциональ-ного  состояния.

Формирование  культуры  здоровья  нельзя  сводить  лишь  к  урокам  ОЗОЖ. Проблема  должна  решаться  системной  непрерывной  работой  в разных  её  формах  на  уроках  по  всем  предметам,  во  внеурочное  время, при  организации  дополнительного  образования,  досуга  детей.

Процесс  формирования   культуры  здоровья  должен  охватить  всю орга-   зацию   МОУ СОШ №1 :  педагогов,  родителей,  детей,  психологов  и  меди-цинских  работников.

При  формировании  здорового  образа  жизни  я  веду  и  отслеживаю  рабо-ту   в  МОУ СОШ №1   валеологической  ориентации по  направлениям:             -  учебно – методической  и  просветительной  работы  в  педагогическом  коллективе,                                                                                                                                     -  содержание  преподаваемых  предметов,

-  внеклассной  и  внешкольной  работы,                                                                         

-  преподавание  физического  воспитания ( формы,  методы,  взаимоотно-шения  учителей  и  учащихся, отношение   родителей к  занятиям  физи-ческой  культуры),

-  полового  воспитания,

-  эстетического,  этического,  нравственного  и  патриотического  воспитания,

-  трудового  воспитания,

-  работу  с  родителями…

  Создавая  в  учебно - воспитательном  процессе  условия  для  сохранения,  укрепления и воспитания  здоровья  обучающихся  и  педагогов , я  организую  работу  по  направлениям :

1)    оптимизации  взаимодействия  МОУ СОШ № 1 и  здравоохранения .

Это  непрерывное  взаимодействие  педагогического  процесса  с  медицин-ской и психологической  службами  (медицинские  осмотры,  здоровьесбере-гающие , учебные  , психолого-оздоровительные  , семейно-этнические  заня-тия; создание  психоэмоциональной  атмосферы…)

2)    регуляции  учителей  учебной  деятельности  обучающихся.

Это изменение  системы  отношений с  обучающимися  и  их  родителями, отказ  от  приказных ,  авторитарных  методов  учебной  деятельности,  пси-хологического  насилия,  переход  к  педагогике  сотрудничества, взаимо-действия , диалога.( Обучающийся – это личность).

3)    индивидуализации  учебно – оздоровительной  среды  вокруг  обуча-ющегося.

 Для  создания  индивидуальной  траектории  обучения,  воспитания  и  оздоровления  детей  мы  проводим  диагностику  состояния  нейросомати- ческого  и  психологического  здоровья ( медико- психологопедагогическую   коррекцию учебно – воспитального  процесса).

4)    в  использовании  здоровьесберегающих  методов  обучения и  воспи-тания.

Активное  использование  чувственно – эмоционально – образных  форм  подачи  информации, мультисенсорности  учебной  среды. Воспитательный  процесс  обязательно  строится  с  учётом  состояния  здоровья  и  функци-онального  состояния  обучающегося,  особенности  его  семейного  окружения.

5)    организации  здоровьесберегающего  образовательного  процесса.

Работу  данного  направления  я  веду   с  учётом:

-  возрастных  гигиенических  норм  режима  труда  и  отдыха  обучающих-ся,

- проведения  физкультурных  минуток, музыкальных  пауз, пауз  с  пассив-   ным  отдыхом  с  использованием  цветовых  пятен, изображением природы,  ассоциативных  изображений (физических  упражнений),

- создания  экологически  безопасной  информационной  среды,

- реализации  потребности  ребёнка  в  движении,

- организации  физической  культуры  с  учётом  не  только  возрастных  особенностей,  но  и  состояния  здоровья, а  также  функционального  состояния  ребёнка,

- использования  уникальных  возможностей  физкультуры  по  компенса-ции  умственного  утомления,  по  активизации  центров  природной   адапта-ции,  устойчивости  к  холоду,  инфекциям,  гипоксии,

- организации образовательного  процесса  возрастных особенностей,

-дифференцированного  подхода  к  траекториям  обучения  мальчиков  и  девочек,  особенно  в  период  созревания (генетической  перестройки  всего  организма ).

     Физиологическое  и  психологическое  направление в МОУ СОШ № 1                                                               включает:

1)    мониторинг  состояния  здоровья (медицинские  осмотры, мониторинги  школьной  медицинской  сестры с  учителями, обучающимися, родите-лями, динамические  наблюдения  психолога, …)

2)    оценку организации  учебного  процесса (работу  аудиторной  и  не-аудиторной  деятельности с  соблюдением  СанПиНа )

   Нормализация   учебного  процесса  обучающихся  необходима  для  снятия  перегрузки,  перенапряжения  и  обеспечения  условий  успешного  обучения и  сохранения  здоровья.                                                                         Основными  показателями  являются:

- показатели  рациональной  организации  учебного  процесса ( объём  учебной  нагрузки,  дополнительные  занятия, занятия  активно- двигательного  характера…)

- рациональное  расписание  учебных  занятий ( по  шкале  Сивкова,1988 при  организации  6- дневной  недели)

- рациональная  организация  урока (продолжительность и  комбиниро-ванность  урока,  соблюдение СанПиНа, использование  инновационных  технологий, применение  ТСО…)

- рациональная  организация  общего  режима  дня  обучающихся (норма-тивы  основных  режимных  моментов  в  ГПД )

- двигательная  активность  обучающихся  (двигательная  активность  не  менее 1/5 суточного  бюджета  времени).

  Особенности  работы:

согласно  нормативным  документам  Министерства  здравоохранения РФ, каждый  ребёнок  на  основании  результатов  медицинских  осмотров  отно-сится к  определённой  группе  здоровья. У нас в МОУ СОШ № 1 прослежива-ется  их  3 ( I- 1 -11кл., II- 3,5,7,8 кл., V-  6,7,кл.).

 Для  таких  обучающихся  у  нас  созданы  все  необходимые  условия ( фи-зиологический  и  программный  режим, индивидуально- групповой  подход, щадящий  режим, освобождение  от  физического  воспитания, дополнитель-ная  витаминизация , тщательный  контроль…)

Осуществление  здорового  образа  жизни   предполагает  формирование  зрелой  личности,  которая,  на  мой  взгляд,  выражается  в  дисциплине  ума,  эмоций  и  поступков. Такая  личность  обладает  способностью  приводить  в  полное  равновесие  свои  мысли,  чувства  и  действия,  спонтанно  прини-мать  решения. Консолидация  личности,  её  возможно  максимальная  согласованность со  своим  внутренним  и  окружающим  миром,  имеет  существенное  значение  как  для  оценки  психического  здоровья, так и для  оценки  его  совершенства.

На  мой  взгляд , основными  критериями  здорового  образа  жизни  являются:

- отношение  к  себе  как  к  самоценности,

- способности   самоотдачи  и  любви  как  способу  реализации  этого   отношения,

- творческий,  целетворящий  характер  жизнедеятельности,

- способность  к  свободному  волеизъявлению,

-  возможность  проектирования   будущего,

- внутренняя  ответственность  перед  собой  и  будущим,

- стремление  к  обретению  общего  смысла  своей  жизни.

 В своей  работе  я  основываюсь  на  международный  документ, защищающий  благополучие  детей,-  Конвенцию  ООН  о  правах  ребёнка. Согласно  Конвенции,    обязуюсь обеспечить  ребёнку  защиту  и  заботу, необходимую  для  его  благополучия,  предпринимая  для  этого  все  соответствующие  законодательные  и  административные  меры.

Заместитель директора по УВР МОУ –СОШ №1  г.Аркадака Саратовской области  Княжева И.В.

Новости

14.10.2017 в актовом зале школы состоится общешкольное родительское собрание.

Начало в 12:00

Гость